о молодых годах и маминых подруг

 Шли такие дни, в первых числах месяца, травознаи отправлялись в лес и на луга собирать "волшебные дары" земли-владычицы. Травки, корешочки-листочки, ягодки-цветочки в большинстве своем именно к этому времени набирают самую целебную силу. В пряные поля, лесные чащи шли спозаранку, поодиночке или небольшими группами.

Мои первые практические познания восхитительных красот и богатств природы начинались так. Я, малолетка, узнав, что мама с соседкой на завтра запланировали идти собирать травы и ягоды, начинала уговаривать ее взять и меня в это "путешествие". После долгих маминых: "Нет и нет! Дорога дальняя. Вернемся к вечеру. На пути кустарниковые чащи, ручьи широкие..." я, обещая, что преодолею все препятствия без хныканья и дополнительных остановок, добивалась своего.

Просыпались в 5 утра, в руки — корзинки, ведерки, мешочки, немного еды для перекуса — и на остановку попутного транспорта. Рабочий автобус, отвозивший нефтяников на месторождения, довозил нас до окраины города Октябрьска, и отсюда начинались первые километры нашего пешего, а для меня и "сказочного", похода в лесостепи родной Башкирии.

Здесь было все! Разноцветные краски,звуки,запахи. Отдаленные опуш-

ки, ковыльные островки на зелено-желтых полях, бодрая трескотня кузнечиков, паузно-одолжи-тельное "ку-ку" беззаботной птички, хруст срезанных трав, бесшумное шуршание камышей.

В полдень на лугу у дух-мяно-пряной башенки-копны, сооруженной косарями, мы садились пообедать, рассортировать урожай. На привалах я научилась плести веночки, распознавать и узнавать растения, их великую силу.

На одном из таких привалов в очередном походе я узнала происхождение шрама у мамы на мизинце левой руки. В 30-е годы девочкой-подростком она помогала взрослым скашивать серпом рожь и по неосторожности срезала себе мизинец, сломав и косточку. Палец держался только на кожице. Ее папа, мой дедушка Роман, большой знаток растительного мира, лесничий по профессии, с помощью листа подорожника, наложения своеобразной шины из березовой коры, отвара пастушьей сумки и особого напитка (на 1 стакан свежесквашенной сметаны 1 ч. ложка домашних хмельных дрожжей) за несколько недель справился с маминой серьезной травмой.

Очень интересны были для меня рассказы-воспоминания о молодых годах и маминых подруг. Оказывается, в далеком прошлом и сельские женщины находили время для того, чтобы научить своих дочерей умению "нра-

виться". Особое внимание уделялось основе девичьей красы — косе. Состояние волос, наличие косы было своего рода мерилом целомудрия, нравственности. Волосы должны были быть длинными, густыми, нежными и блестящими. С этой целью их мыли настоем березовой золы, молочной сывороткой, кислым молоком, отваром хмеля. Ополаскивали отварами крапивы, березового листа, ромашки, липы, арники. А для блеска отваривали корни лопуха, смешивали с коровьим маслом и смазывали волосы. Состричь косу считалось позором не только для девушки, но и для ее рода. И этот неписаный "закон" жил долгие годы.

Была у наших бабушек и мам в годы их юности и своя "декоративная" косметика. Лицо отбеливали соком калины, скисшее молоко смешивали с мукой и накладывали на загоревшее в поле лицо. Румянили щечки ломтиками свеклы, моркови. Брови подводили сажей, сурьмой.

Много исторически интересных фактов из жизни старшего поколения узнавала я из воспоминаний женщин в этих походах.

Это живое прикосновение к миру природы, божественные запахи лесной земляники, голову кружащей черемухи, вкус лесной родниковой воды взрастили во мне такую всеобъемлющую любовь к земле, к ее силе, способностям, что я по внутреннему состоянию души не чувствовала и не чувствую себя городской жительницей.

Адрес: Арабаджи Валентине Михайловне, 65049 Украина, г. Одесса, ул. Фонтанская дорога, д. 39, кв. 72. Вот еще рассказы о жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий